Грузинская тема

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Грузинская тема

Сообщение Арсений » 25 ноя 2015, 13:10

1.Моя цитата взята из книги сотрудника Института истории и этнологии АН Грузии Г. З. Анчабадзе «Вопросы истории вайнахов» (Тбилиси, 2001). Он выразился осторожно, написав «некоторые ученые». Естественно, категоричнее высказывается к. ф. н. Л. У. Тариева. в журнале Lingua – universum № 6 2007, выходящем в Назрани.
2.Джорджия это уже вторичное распространение термина через имя английского короля Георга Четвертого. Москва там тоже встречается. У ближайших соседей распространение часто первично.
3.Немного не так (Бабій, зальотник, дженджик. ).

"Представляется, что ингуши в древности так и именовали себя гаргар “близкие, родные люди”. Галгаи (ингуши) могло быть более позднее наименование, такой же точки зрения придерживается Дешериев Ю.Д., хотя эта форма могла быть и трансформированным вариантом гаргаров: звуки [p] и [л] переднеязычные, а стало быть, возможна их трансформация. Исторически различаются несколько наименований ингушей: дзурдзуки, тушины, галгаи, кистинцы, гегары, гвелты.
В древнегреческом языке отсутствует заднеязычный гортанный [г1], поэтому резонна его передача через [г]. Русские лингвисты-кавказоведы передают наименование г1алг1ай также через [г]: “галгай” по той же причине. Встречается данный корень и в топонимике в качестве лексического корня: Галашки, название селения в Ингушетии. Кроме того, г1ала в нахских языках означает “жилая башня”. Крупнов Е.И., исследователь истории и археологии Северного Кавказа, считает гаргаров предками ингушей. “...Правомочность отождествления Страбоновских гаргаров с современными галгаями подтверждается и устойчивостью антропологического типа местного населения. Блестящим примером этого является реконструкция женского бюста, произведенная известным скульптором-антропологом М.М. Герасимовым по черепу из Нестеровского могилника V века до нашей эры.
Наконец, отождествление гарагареев с галгаями подкрепляется и археологически определенной преемственностью в материальной культуре. Особенно показательными в этом отношении являются металлические налобные бляхи на женских головных уборах V1-V веков до нашей эры (по данным Лугового и Нестеровского могильников Ассиновского ущелья и функционально такие же серебряные бляхи на средневековых головных уборах, так называемых курхарс ингушских женщин.
Таким образом, отождествление страбоновских гаргареев и современных галгаев, т.е. ингушей, приобретает теперь все права на признание глубоких истоков ингушских этнонимов. (Крупнов Е.И. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушской АСССР. Грозный, 1961, с. 41-42).
К этому времени можно отнести и переименование бывших гаргаров в г1алг1ай (галгаев), т.е. в тех, кто остался жить в Г1ала (башнях).
“По нашему мнению, слово г1алг1а//г1лаг1ай более позднего происхождения. Вероятно, оно образовалось после строительства боевых башен, крепостей в Горной Ингушетии. Слово г1ала означает “крепость, город”. От этого слова через посредство словообразовательного аффикса хо-ха// г1а образовалось новое производное слово г1алг1а (г1алг1ай) - “житель крепости…”. На территории Северного Кавказа наибольшее количество г1ала (башен) и кашей (солнечных могильников) расположено в Ингушетии - это ансамбль Эрзи, Таргим, Хьули и т.д." (http://refdb.ru/look/2655325.html )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 25 ноя 2015, 14:36

Арсений писал(а):Моя цитата взята из книги сотрудника Института истории и этнологии АН Грузии Г. З. Анчабадзе «Вопросы истории вайнахов» (Тбилиси, 2001). Он выразился осторожно, написав «некоторые ученые». Естественно, категоричнее высказывается к. ф. н. Л. У. Тариева.

Спасибо, вы уже приводили "компетентное" мнение филолога Шавхелишвили.

Джорджия это уже вторичное распространение термина через имя английского короля Георга Четвертого.

А с чего вы взяли что "Джорджия" в смысле "Грузия" первично, а не представляет собой позднее переосмысление или контаминацию со св. Георгием?*

Немного не так (Бабій, зальотник, дженджик. ).

Що там не так?
дженджик
імен. чол. роду. щеголь

такой же точки зрения придерживается Дешериев Ю.Д., хотя эта форма могла быть и трансформированным вариантом гаргаров: звуки [p] и [л] переднеязычные,

[p] и [л] относятся к одному классу согласных и имеют схожую артикуляционную базу, чего не скажешь о [г] и [г1].

В древнегреческом языке отсутствует заднеязычный гортанный [г1], поэтому резонна его передача через [г].

Речь не о греческом и русском, а о внутреннем явлении в нахских языках.

Встречается данный корень и в топонимике в качестве лексического корня: Галашки, название селения в Ингушетии.

Галашке по-ингушски. Ясно, что корень там содержит звук [г].

Кроме того, г1ала в нахских языках означает “жилая башня”. Слово г1ала означает “крепость, город”. От этого слова через посредство словообразовательного аффикса хо-ха// г1а образовалось новое производное слово г1алг1а (г1алг1ай) - “житель крепости…”.

При соединении аффикса с основой с гласным исходом не происходит её урезание, т.е. производные выглядели бы как г1алахо/г1алаг1а.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Грузинская тема

Сообщение El_mariachi » 25 ноя 2015, 20:53

Georgia от слова Эгриси
Georgia от греческого γεωργία - обработка земли, земледелие, пахотная земля, пашня, поле.
Эгриси от греческого ἀγρός - поле, пашня.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 25 ноя 2015, 21:45

El_mariachi писал(а):Georgia от слова Эгриси
Georgia от греческого γεωργία - обработка земли, земледелие, пахотная земля, пашня, поле.
Эгриси от греческого ἀγρός - поле, пашня.

Марьячи, вы, надеюсь, не подвержены картвелонахогрекоэтимоноискательству?
А то, знаете ли, в греческом "обработка земли" неплохо бы для начала выделить смыслонесущую морфему, а затем сравнивать с другими языками...
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Грузинская тема

Сообщение Karl » 09 янв 2016, 01:31

Вопрос Тибарену - с чем связано созвучие в окончании женских имен Мзевинар у грузин и Цовинар у армян? имена же вроде неперсидские?
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Грузинская тема

Сообщение El_mariachi » 09 янв 2016, 03:02

Есть еще такое имя Мзисадар, так же как в Мзевинар это от слова Мзе-Солнце. Светлана по русский.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 09 янв 2016, 14:15

Karl писал(а):Вопрос Тибарену - с чем связано созвучие в окончании женских имен Мзевинар у грузин и Цовинар у армян? имена же вроде неперсидские?

Имена не персидские. А созвучие чисто случайное, не более чем между русским Владимир и тюркским Хантемир.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Грузинская тема

Сообщение Karl » 09 янв 2016, 14:53

El_mariachi писал(а):Есть еще такое имя Мзисадар, так же как в Мзевинар это от слова Мзе-Солнце. Светлана по русский.

Мзе - это солнце, а винар?
Tibaren писал(а):Имена не персидские. А созвучие чисто случайное, не более чем между русским Владимир и тюркским Хантемир.

Принимается. И все же, что такое винар?
В армянском варианте солнце отсутствует, там это имя богини грозы.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 09 янв 2016, 18:30

Karl писал(а):
El_mariachi писал(а):Есть еще такое имя Мзисадар, так же как в Мзевинар это от слова Мзе-Солнце. Светлана по русский.

Karl писал(а):Мзе - это солнце, а винар?

Насколько мне известно, это как некий эпитет,перосмысление, морфологический анализ которого: ме-вин-ар(ис) "солнце-кто(кому)-является (подобен) кто?", ну т.е. примерно "кто, тебе, Солнце, подобен". Некий алалог есть в груз. мифическом персонаже (и в действующем,. напр., хевсурском женском
имени Мзетунахави, примено "кто тебя затмит, о Солннце!".
Касаемо армянского имени Цовинар, то здесь та же морфология подсказывает мне, что тут корень /цов/ (урартского происхождения) "море, озеро", флексия род. падежа /-ин/ и суффикс /-ар/, значение которого я сразу не назову, но он на налицо в многочисленных арм. именах собств. и в топонимах.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Грузинская тема

Сообщение El_mariachi » 10 янв 2016, 15:07

Мзетунахави переводится как "солнце не видел", имеется в виду что такую красоту еще не видел свет. Я не слышал о таком имени, обычно так говорят об очень красивой девушке.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Грузинская тема

Сообщение Karl » 11 янв 2016, 00:54

Tibaren писал(а): Некий алалог есть в груз. мифическом персонаже (и в действующем,. напр., хевсурском женском
имени Мзетунахави, примено "кто тебя затмит, о Солннце!".

Мзетунахави это все же не имя, а эпитет, примерно как расхожее выражение "солнцеликая". Имени такого нет, тут Марьячи прав.
Имя же Мзевинар как раз любят хевсуры. Про Мзисадар не знаю.
Мзехатун - видимо сумма груз. мзе (солнце) и тюрско-монгольского хатун (госпожа).
Мужское имя Mzechabuk (юноша-солнце) тоже связано с солнцем.
Тибарен, почему окончание -и иногда выпадает?
Например есть и Мзевинар и Мзевинари?

Интересная этимология у груз. мзе

Proto-Kartvelian: *mźe-
Indo-European: *mēns-
Proto-IE: *(ǝ)mēns-
Nostratic etymology: Nostratic etymology
Meaning: moon, month
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/respon ... oot=config

Получается, что слово, обозначающее солнце, выводится из слова, обозначающего месяц? :shock:
У абхазов луна - Амза.

Армази (Армаз), в грузинской мифологии почитавшееся до принятия Христианства главное божество языческого пантеона богов Иверии.
Возможно, что почитание Армази возникло под влиянием культа малоазийского божества луны, имя которого восходит к хеттскому Арма (Армасин)
http://drevo-info.ru/articles/19550.html
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Грузинская тема

Сообщение El_mariachi » 11 янв 2016, 11:21

На счет окончания -и вот что интересно, когда спросят как тебя(или ее) зовут то обязательно ответят МзевинарИ, МзисадарИ, но вот в паспорте уже -и не будет, т.е в разговоре употребляют имена с -и, а вот официально без -и. Тоже самое и с другими именами, например Тамаз, никто так не говорит, говорят ТамазИ.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Грузинская тема

Сообщение Арсений » 11 янв 2016, 13:32

Мзия это древнее истинно грузинское дохристианское имя. Имя Мзевинар (только женское) появилось, возможно, попозже. Мзевинари может быть также мужским именем (http://planeta-imen.narod.ru/imena/geor ... uziny.html ). Перевод- "кто солнце?". Бывает просторечное Мзия (Мзевинар)-"солнечная". Встретилась расшифровка "мировоззрение" (жизненное мировоззрение). То есть, это не буквально "солнечная религия", а взгляд на жизнь, "подобную солнечной". Мзиури расшифровывается как "солнечный" (муж. род). Есть также Мзисадар (та, которую можно сравнить с солнцем), Мзекала (солнце-дева), Мзехатун и т.д.
Суффикс "ар" в кавказских языках встречается в топонимике и именах. Согласно работе Ю. А. Дзиццойты, он заимствован от иранцев. Только В. И. Абаев соотнес его значение со словом "огонь".

"В. И. Абаев пишет: «Образование (-ar) не вполне ясно», и далее с сомнением возводит ее к осет. аrt ‘огонь’ [Абаев 1979: 68]." (http://www.bulgari-istoria-2010.com/boo ... adarcy.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 31 янв 2016, 02:40

Karl писал(а):имени Мзетунахави, примено "кто тебя затмит, о Солннце!".Мзетунахави это все же не имя, а эпитет, примерно как расхожее выражение "солнцеликая". Имени такого нет, тут Марьячи прав

Напротив, это весьма распространённое имя именно у хевсуров.

Мзехатун - видимо сумма груз. мзе (солнце) и тюрско-монгольского хатун (госпожа).

Это сумма груз. мзе и арабского хатун "нарисованный, расписанный".

Тибарен, почему окончание -и иногда выпадает?
Например есть и Мзевинар и Мзевинари?

В современном грузинском данное окончание - слившаяся с основой форма имён с постпозитивным определённым артиклем, т.н. определённая форма. В древнегруз. она имена могли выступать и без этого окончания, так же как в ряде совр. архаичных диалектов.

Интересная этимология у груз. мзе

Не стОит доверять старлингу в части макроэтимологий- это всего лишь компиляционная база, а внешними этимологиями там занимаются неспециалисты, в данном случае по картвельским. С таким же успехом можно "поверить" в "родство" русского "имя" шумерского inim "слово" и тибетского min "имя".
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Грузинская тема

Сообщение Tibaren » 31 янв 2016, 02:58

Арсений писал(а):Мзия это древнее истинно грузинское дохристианское имя. Имя Мзевинар (только женское) появилось, возможно, попозже. Мзевинари может быть также мужским именем (http://planeta-imen.narod.ru/imena/geor ... uziny.html ). Перевод- "кто солнце?". Бывает просторечное Мзия (Мзевинар)-"солнечная".

В картвельских языках нет категории рода.

Встретилась расшифровка "мировоззрение" (жизненное мировоззрение).

Ерунда вам встретилась.

Суффикс "ар" в кавказских языках встречается в топонимике и именах.

Суффикс -ар в кавказских языках встречается сплошь и рядом в именной и глагольной парадигмах, и возводить его к сферическому в вакууме иранскому "огню", по меньшей мере, глупо.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Вопросы языкознания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5