Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 янв 2024, 23:06

"Зелья" прямо указаны в "Судах и рядах церковных", РГБ,
Ф 98(Егорова), №248 ,Ферапонтовской Кормчей 1543г., лист 1000, 9 стр. от верха.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/98/f-98-248/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... C_7308.JPG
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 янв 2024, 16:47

userdez писал(а):Да, теперь ссылка работает. Из "Слова о женах... " не соглашусь с Каган М. Д. о том, что оно переписано в Ферапонтове. Монастыри рядом, 4-5 часов пешего хода, да и тропа почти за 100 лет натоптана. Идет обмен книжным фондом, забирается в одном м-ре и переписывается в своем. И запись на полях этому не противоречит: "Июня 4 ис Пролога (который взят) в Ферапонтове, писано".

Там в конце интересная таблица: сколько за каждым соседнем монастыре или церкви числится сборников, а их единицы, иногда по 1 на приход (С.112). На каждый такой сборник есть ответственный и контроль. Книги списываются за ветхостью или их переписывают. На С.103 перечислены четьи книги античных и византийских авторов: Пчела, "вещие гораздьньства" (Криница) Георгия Амартола, "Книга Троя" с версией Троянской истории. На С.99-100 запрос архиепископа Геннадия об изъятии "еретических книг", среди которых Менандр, ученик Феофраста. Понимаете к чему клоню?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 13 янв 2024, 14:54

Лемурий писал(а):[Понимаете к чему клоню?

Лучше Вас об этом никто не скажет.
Интересно, что "Слово о женах" из К-Б № 6 на листе 117 "обрамлено" молитвами и исповедями. Сафроний переписал 117 листов молитв, а бесы одолевают, тогда он берет Ферапонтовский Пролог и переписывает со своими творческим вставками "С. о женах". Успокоившись он опять переписывает молитвы из другого сборника, т. к. в Прологах молитв нет, там поучения на дни недели. В К-Б библиотеке были и свои Прологи по описи 80-х гг. 15 века: "Четыре Прологы на бумазе". Обычно Прологи бывают летние(март-август) и зимние (сентябрь- февраль), но могут быть и по временам года, как похоже и в К-Б.
В февральских Прологах за 18 число читается "Слово о добрых и о злых женах". Например Пролог Софийский 12-13 вв., № 1324, лист 306 об., 2 ст.


https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manu ... 92/308.jpg

https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... 892#tabs-4

Пролог, РГБ, Ф 304/1, №726, лист566 об.


https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-726/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF0528.JPG
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 13 янв 2024, 15:34

А клонил вот к чему:

1. Древняя пергаментная рукопись съ сказанiемъ Данiила Заточника оказалась пропавшей из Сборника (Книги), хранившегося «въ старой церкви Ольскаго погоста», как могло быть изъято из этого или другого Сборника СПИ. За небольшими приходами значились часто только по одному сборнику и ответственный за его хранение. Получи М-П. рукопись без самого Сб. налицо была бы кража. Но первые издатели говорят, что рукопись была в составе сборника, хотя надо уточнить, уж слишком долго (около 8 лет) он о ней не заявлял.

2. Все античные авторы, на которых ссылался Климент в ПКС, попали в период архиепископа Геннадия в список «еретических книг». Не попал ли туда и Сборник со СПИ, с его многочисленным упоминанием языческих богов, тогда этот сборник следует искать среди «книг отреченных», что еще больше объяснило бы укрывательство происхождения Сборника со СПИ:

    «Собственно славянский К. о. с. в русских рукописях известен в Номоканонах с XIV в. (РНБ. Погод. № 31. Л. 187-190; РГБ. Вол. № 463. Л. 251-251 об.). Этот перечень входит в сборники постоянного состава (церковные Уставы, Требники, Кормчие), относительно постоянного состава («Златая Чепь», «Измарагд» и т. п.) и непостоянного состава (напр., четьи сборники из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, составленные иером. Евфросином: РНБ. Кир.-Бел. № 22/1099. Л. 39 об.- 42, 50-70-е гг. XV в.; № 53/1130. Л. 548-552 об., 1492 г.)…»
    —-
    КНИГ ОТРЕЧЕННЫХ СПИСОК
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 13 янв 2024, 23:35

Любопытное замечание про Заточника. Автор ищет пергаментную рукопись, но не находит свитка, который по определению (рулон) не может храниться в книге. Значит это были или отдельные листы, или подшитые в рукописи. Хотя, возможно, это и печатная книга.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2024, 00:12

О книгах Преподобного Нила Сорского, современника Ефросина, монаха К-Б до удаления в скит.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-188/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF7918.JPG
Крест болшей, что в нем камень страстей Господних, такоже и что писал есми сам книжки, то господе моей братии, кто учнет тръпети на месте сем. Аще бы потщалися по мне службу священную сотворити до 40 дней, о том велми челом бью. Малыа книжици: Иоанн Дамаскин, Потребникь и Ермолой такоже зде, Псалтырь в четверть Игнатиева писма в Кирилов манастырь, и прочие книги и вещи Кирилова манастыря, что мне давали за любовь Божию; чие то есть, тому и отдати, или нищим, или манастыря коего или отъинуду христолюбца коего, что в лицех, тому и отдати

РГБ, Ф 304/1, № 188, лист 18 об.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2024, 19:25

Лемурий писал(а): Получи М-П. рукопись без самого Сб. налицо была бы кража. Но первые издатели говорят, что рукопись была в составе сборника, хотя надо уточнить, уж слишком долго (около 8 лет) он о ней не заявлял.


Сомневаюсь про кражу. Вот Строев, вырезал и спер из многих сборников(в т. ч. и Ефросиновского) некоторые произведения, да еще и продал их Погодину. И он не вор, а исследователь! И упрекать Мусина- Пушкина после этого(хотя и не хронологически) за сохранение Слова, как -то рука не печатает.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 15 янв 2024, 17:42

userdez писал(а):Любопытное замечание про Заточника. Автор ищет пергаментную рукопись, но не находит свитка, который по определению (рулон) не может храниться в книге. Значит это были или отдельные листы, или подшитые в рукописи. Хотя, возможно, это и печатная книга.

Тоже заметил. Интересно как хранились пергаментные листы в сборниках? Точно не печатная книга, речь в тексте про древнюю рукопись.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 15 янв 2024, 17:45

userdez писал(а):Сомневаюсь про кражу. Вот Строев, вырезал и спер из многих сборников(в т. ч. и Ефросиновского) некоторые произведения, да еще и продал их Погодину. И он не вор, а исследователь! И упрекать Мусина- Пушкина после этого(хотя и не хронологически) за сохранение Слова, как -то рука не печатает.

У каждого сборника был ответственный за его хранение клирик. Писал про морально-этическую сторону.

P.S. Так что с судьбой отреченных книг "четьи сборники из Кириллова Белозерского монастыря, составленные иером. Евфросином: РНБ. Кир.-Бел. № 22/1099. Л. 39 об.- 42, 50-70-е гг. XV в.; № 53/1130. Л. 548-552 об., 1492 г.)? Читаю Голубинского и Житие Нифонта из КПП, уж больно поносят в тексте Клима, не прощают ему, что он из схимы вышел, согласие константинопольского патриарха не получил, перепрыгнул сан епископа, сразу из черноризца в митрополиты. Голубинский и вовсе сомневается в том, что Климент мог большое количество книг написать. То ли зависть, то ли репутация, но не прощают ему его яркой судьбы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 янв 2024, 12:09

В Кормчей Ферапонтовского м-ря "Вопрошание Кириково... " на 501листе оборот указан Клим.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/98/f-98-248/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... C_1674.JPG
РГБ, Ф 98, №248,
лл. 484 об-507.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 16 янв 2024, 20:41

userdez писал(а):В Кормчей Ферапонтовского м-ря "Вопрошание Кириково... " на 501листе оборот указан Клим.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/98/f-98-248/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... C_1674.JPG
РГБ, Ф 98, №248,
лл. 484 об-507.

Об этом писали Н. Никольский, К. Вершинин и А. Толочко:

См. Толочко А. П. Клим Смолятич после низвержения из митрополии // Хорошие дни: Памяти А. С. Хорошева. Вел. Новгород; СПб.; М., 2009. С. 548-549

Там в вопросе 21 есть интересная фраза: «"Въ томь монастыри, идѣ-то Климь, кресты въздвизають попинь чернець не игоумень въ росьстѣмь, а въ гречьстѣмь - игоумень"

Из этого 21-го вопроса А. Толочко предполагает, что единственное место, где греческие и русские монастыри были бы рядом это Афон (эко!) каким тогда образом происходит коммуникация с новгородским кириком? Греки на Руси XII века не обязательно в Греции. Торговый путь «Из Варяг в Греки» это не про Афон и Грецию, это про Константинополь, где тоже говорили на греческом языке и византийцев тоже звали «греками». Более логичней предположить, что опального митрополита заточили в «церковный дом» в пределах Новгородского княжества. В Климовом месте заточения «кресты въздвизають попинь чернець» = иеромонах. А по греческому (Студийскому) Уставу это должен делать игумен:

    «В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном чине, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть; вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (также состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света).
    Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, близкому к первоначальной редакции Студийского устава и принятому на Руси до кон. XIV в., чин совершался в конце утрени, после Трисвятого, тропаря Крестови Твоему… и поклонения Кресту с пением праздничных стихир. Чин Воздвижения начинался с пения трех тропарей (тех же, что и в Типиконе Великой церкви); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал первый час...»

    —-
    https://novo-diveevo.org/ru Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения
Интересно, что в том же Новгородском княжестве был искомый Требник, по которому служили Чин Воздвижения креста в монастыре Клима:

    «В Требнике XIII века, когда-то принадлежавшем новгородскому Софийскому собору, говорится, что по окончании чина Воздвижения Креста «пойдет святитель в олтарь, несый крест на плещи, и с ним попове, несуще кресты».
    —-
    https://diveevo-monastyr.ru/articles/ch ... ij-ocherk/
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 янв 2024, 12:16

Все это интересно, только " недолет" по времени. "Вопрошание... " написано в 40-е-56/58гг., а Заточник в каком году пишет с Лаче озера Ярославу?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 янв 2024, 15:52

userdez писал(а):Все это интересно, только " недолет" по времени. "Вопрошание... " написано в 40-е-56/58гг., а Заточник в каком году пишет с Лаче озера Ярославу?

Читайте А.Толочко, он пишет С.549, что в гл. 25 вопросы Кирика и Саввы к одному "владыке" меняются на вопросы некоего Ильи к другому "владыке", под которым автор статьи подразумевает Аркадия, приемника новгородского Нифонта (ум. 1156) на епископской кафедре. А.Толочко считает, что время написания 1155-1156 (там же).

Заточник же пишет князю Ярославу Владимирович в период написания СПИ: Ярослав был новгородским князем и "господином" Лаче озера с 1187-1196 гг. и в 1197-1199 гг. В 1182-1184 гг. он был только представителем князя Всеволода Большое Гнездо, которого пригласили на княжение новгородцы, а тот «въда имъ своякъ свои» (1-я Новг.1182).

Тут, собственно, только обрывок биографии Климента, в вопросах Кирика сохранилась переписка поскольку вопросы были остроумные и с известной долей иронии:

    «И се вопрошал Клим [Смолятич] нашего епископа [Нифонта] от полоцкого епископа: аже служитъ епископъ постьну службу, кде целують: в скранью [=щеку (висок)] ли по обычаю [=в губы]? – Въ рамо [=плечо], рече, человати». (Вопрошание Кириково)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 янв 2024, 19:00

Кажется понял, почему "Слово о женах" К-Б №6 единственное выбилось из контекста и оказалось среди молитв и исповедей.
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... 2CB#tabs-4
РНБ, Погодин, Пролог(весенне-летний) №615, до 1455 г., листы 252-253.
Третьего июня там читается "Поучение женам". Ефросиний об этом знал, поэтому и отвлекся в этот день от переписи молитв, взял Ферапонтовский Пролог и переписал это Слово. С другой стороны каждый день какие-либо праздничные дни, но он отвлекся именно в этот день. Скорее всего у него, как и у Заточника, были "свои счеты" с женами.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 янв 2024, 21:04

Кстати, сохранился один из "Четыре Прологы на бумазе" К-Б собрания по описи 15 века, именно зимний(декабрь-февраль). Современный номер 1/1120, 1452 г.
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... 4A3#tabs-4
Он был у Ефросина под руками, но в нем нет "Слова о женах", поэтому ему пришлось взять Ферапонтовский Пролог со Словом и переписать данное произведение.
Похоже, этот сборник написан ранее К-Б №9, с интересующим нас "испорченным" списком "Слова о женах". Т. е., протографа еще не было в К-Б или Ефросин еще в начале своего книгописания, плохо знал свой библиотечный фонд.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13