Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 23:04

Про Соловья- разбойника, интересный поворот, кажется в этой теме еще не разбирался. А что там иранского?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 23:34

userdez писал(а):Персидский след Дива. Низами. Искандер.
И на лбу этих тварей, велением бога,

Поднимается рог, словно рог носорога.

Если б их не отметил чудовищный рог, — ...

А особенно мило то, что когда ему, уже плененному Искандер предложил золотые горы, то он скромно попросил отпустить его на Родину, в леса, где веками позже появилась Русь!

Но ведь персидский див не был известен у скифов. Во всяком случае подобных персидскому персонажей в изображениях у скифов не обнаружено. Т.е. "дэвы\дивы" у скифов назывались какие-то другие существа, так можно предположить.Так что вариант что это был например грифон исключить нельзя.
Хотя образ Соловья-разбойника вполне подходит под персидского дива(правда без рога). Но в том и дело, что в северорусских былинах(об Илье Муромце) прослеживаются именно мотивы персидского эпоса(сказание о Рустаме), а не общеиранские.
Как бы то ни было, но иранские нити в восточнославянском эпосе заметно присутствуют(можно ещё и имена иранских божеств припомнить Семагрл, Хорс..).
А значит Див как грифон, заимствованный автором СПИ из северского эпоса, вполне допустим. Явных опроовержений именно таковому варианту пока вроде наблюдается.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 сен 2024, 23:43

Ан нет, Соловей- разбойник был в этой теме: Лемурий предложил и тут же похоронил идею.

userdez » 04 май 2017, 16:53

Лемурий писал(а):
Это Архангел-то свистит как Соловей-разбойник ?




Как да во лесу дремучем, подлые сурки и безгендерное
существо объединились и создали ОПГ. Они скоктали рекше,
"путника во тьме прижучим и в песке зыбучем пропесочим
и проучим".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 16 сен 2024, 23:49

userdez писал(а):Про Соловья- разбойника, интересный поворот, кажется в этой теме еще не разбирался. А что там иранского?

Соловей связан сюжетом с Ильёй Муромцем, и если мы учитываем, что образ Ильи частично сформирован и от персидского Рустама, то Соловей преращается в одного из дивов, с которыми боролся Рустам. Заметим также что по контексту Соловей-разбойник не человек, хотя и человекоподобен. Кстати громким криком эти дивы вполне обладали(хотя и не Соловьиным). Притом отметим, что "Калин-царь" тоже видимо имеет иранскую этимологию. Ещё и Идолище-поганое вполне подходит под протип дива.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 сен 2024, 12:32

userdez писал(а):В этом же сборнике на листе 28 об. Есть еще одно интересное произведение "Слово некоего христолюбца". В нем после перечисления некоторого количества языческие богов, говорится: "...и всемъ темъ
иже сутемъ подобни...". То есть маленький это бесенок или вполне авторитетный и самодостаточный бес- разницы нет.

Лист 32, 7 стр. от низа.
https://nlr.ru/manuscripts/dep/img/manu ... DBB/67.jpg

Что-то не нашёл "беса" (эко!), да и ДИВО ли найти христианского антипода меж языческих идолов. Зато место, и правда, замечательное, только чуть выше 9-8 строка снизу:

ï Мокоши, ï Cиму, ï Рьглу = и Мокоши и Симарглу, поскольку переводной источник, переписчик сам не знал такого спутника, поэтому истоки надо искать в греческих апокрифах.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 сен 2024, 18:35

Lukman писал(а):Заметим также что по контексту Соловей-разбойник не человек, хотя и человекоподобен. Кстати громким криком эти дивы вполне обладали(хотя и не Соловьиным).


Вполне может быть Дивом: и на древе сидит, и громко свистит, что слышно в окрестных землях.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 сен 2024, 18:45

Лемурий писал(а):Что-то не нашёл "беса" (эко!), да и ДИВО ли найти христианского антипода

Если мы не находим и не видим беса, то он все равно где-то рядом))

поскольку переводной источник, переписчик сам не знал такого спутника, поэтому истоки надо искать в греческих апокрифах.

Лемурий, читаем: "изобретено в толцех". Это славянское или русское толкование на слова Григория. Греческие апокрифы не у дел. Также, как древнерусский переводчик приписал в греческом апокрифе "Хождения Богородицы" несколько имен славянских языческих богов, не более.

РГБ, Ф. 304/1, №12, сборник конца 12- начала 13 вв., "Хождение Богородицы"., лист 30.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-12/

л. 30. Апокрифическое сказание о хождении Богородицы по мукам (Cм. Иоан. екс. болгар. стр. 210), начин., за утратой листа, от слов: и Сына и Св. Духа, н забыша Бога и вероваша, юже ны бе тварь Бог на работу створил, то то они все богы прозваша: солнце и месяць, землю и воду, звери и гады; "то сетьнеиеи члбчьо камена та угрия" Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша. Вполне эта повесть в ркп. Норова, см. Уч. Зап. 2 отд. Импер. Акад. Н. кн. ІІ, вып. ІІ. 1856 г. л. 105, 106. Издано г. Тихонравовым в Пам. отречен. лит., ІІ, 23–30. (и. г. Срезневским. См. Древние памятники рус. письма и языка, стр. 204–217. Примеч. ред.).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 сен 2024, 19:40

Тоже самое и со "Словом Христолюбца": читаем "Словарь книжников" - произведение русское.
https://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slov ... j-rusi/672


РГБ, Ф. 304/1, № 11, "Златая Чепь", Слово Христалюбца", лист 22.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-11/

л. 22. Слово некоего христолюбьца и ревнителя по правой вере. Нач. Якоже Илья фезвитянин заклавый ерея и жерца идольскыя, числом 300. Русское, часть его с вариантами издана г. Срезневским в Архиве Калачева кн II, ч. 1, стр. 103, а вполне г. Буслаевым в Истор. христоматии, стр. 519–525.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 сен 2024, 07:32

userdez писал(а): "изобретено в толцех". Это славянское или русское толкование на слова Григория. Греческие апокрифы не у дел. Также, как древнерусский переводчик приписал в греческом апокрифе "Хождения Богородицы" несколько имен славянских языческих богов, не более.

Отличная память, уважаемый Усердец, «стар смысл» в «юном возрасте». Сам же до 2014 через РГБ из Киева, была тогда такая бесплатная услуга, заказывал монографию Ольги Сырцовой с параллельными текстами русским - греческим «Хождения Богородицы по мукам»:

Сирцова О. Апокрифична апокалиптика. Филосовська екзегеза и текстология, Киев, 2000.

И там, действительно, не было никаких «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна», это оказались глоссы переводчика с греческого на славянский, но утверждать, что во всех переводах имена идолов у славян дописывали переводчики я бы не стал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Нагуй-птица (ног) - грифон.

Сообщение Лемурий » 18 сен 2024, 17:43

Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...
Игорь къ Дону вои ведетъ. Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію...


◊ Дубию — дат. пад. ед. ч., собир, т.е. речь не об одном дубе, не о двух, а о нескольких.

И снова на Автора выходим из греческих источников информацию черпающего:

    "Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають..."
    ---
    Послание Климента Смолятича

См. Решетова А.В. Нагуй-птица в «Слове о некоем старце» и русских духовных стихах: сравнительный анализ образа// ТОДРЛ, Т.57, СПб., 2006, С.794-805
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нагуй-птица (ног) - грифон.

Сообщение Lukman » 18 сен 2024, 18:23

Лемурий писал(а):Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...
Игорь къ Дону вои ведетъ. Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію...



И снова на Автора выходим из греческих источников информацию черпающего:

    "Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають..."
    ---
    Послание Климента Смолятича

Ну так верно, грифон "Див" и есть - свист то "звериный". Вопрос откуда название грифона такое. Вариант - из местного эпоса вполне приемлем.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Нагуй-птица (ног) - грифон.

Сообщение Лемурий » 18 сен 2024, 20:52

Lukman писал(а): Вопрос откуда название грифона такое. Вариант - из местного эпоса вполне приемлем.

Выше же привёл исследование по этому вопросу, там всё подробно написано:

    «В древнерусском языке сохранилось множество вариантов этого слова. В процессе его бытования в письменной и устной среде, использования в памят-никах самого разного свойства были созданы названия более или менее близкие по звучанию и по смыслу (еще А. Н. Афанасьев настаивал на том, что «название „Ног-птица" из переводных рукописей перешло в уста русского народа, и в наших сказках явилась птица „Ногай"»'). Их простой перечень становится свидетельством популярности этого «анималистического наименования» в древне-русских текстах и вольности, с которой книжники и переписчики обращались с ним: нагуи, нагавин, нагуинов, нагота, нагута, нагукта, ногов, ногуи, ногой и ногоювич («Сказание об Индийском царстве»), нагович («Сказание об Индийском царстве» и «Книга естествословная»), ногович и ногвич («Похвала Богу о сотворении всей твари Георгия Писиды»), ног («Похвала Богу о сотворении всей твари Георгия Писиды» и «Повесть об Акире Премудром»), наг и нигрит (апокриф «Дамаскина архиерея Студита собрание от древних философов о неких собст-вах естества животных» и «Цветы дарованиям»), наигрипс, поглотка, нигрипс, нигрикс и нигиф (Азбуковники), нагрит (Лечебники), нога («Луцидариус»), ноготь и неготь («Сказание о Соломоне и Китоврасе»), ноевич («Повесть об Акире Премудром»), нагой и нагов («Совет птичий»), нага, нагай, науй и погайшина (ду-ховные стихи), черногон и черногар (духовный «Стих об Егории Храбром»).
    Сходство нагуя и грифа (варианты: «грифос», «грипс», «грипсь», «грив», «гиф», «грифонес», «арифонес») также не раз утверждалось в текстах Древней Руси, причем декларировалось это сходство птиц достаточно уверенно, без тени сомнения средневековые «энциклопедические» книги приравнивали их друг к другу. Это отмечается в статьях о животных многочисленных древнерусских Азбуковников, Толковой Палеи и «Златой Цепи»: «Гриф ног птица»; «Нигрипс, грифонес есть птица»; «Нигриф и грифонес, тол ног птица не единем бо именем « пот прифонерже отсна птицу, именуему то трема: нигриф, ног, грифонес»;
    О слетающей с Аравинских гор птице нагуй известно меньше, чем о грифе, однако, учитывая отождествление этих птиц, возможно воссоздать ее облик.
    Нагуй / гриф (или грифон) являлся мифическим существом, сочетающим в своем облике черты птицы (по разным версиям, грифа, страуса или орла) и льва (или верблюда). Например, в лицевом своде «Шестоднева» Иоанна Экзарха Болгарского грифон изображен в виде четвероногого существа с острым клю-вом, высунутым языком, крыльями и хвостом, напоминающим львиный…»

    —-
    Решетова А.В. Нагуй-птица в «Слове о некоем старце» и русских духовных стихах: сравнительный анализ образа// ТОДРЛ, Т.57, СПб., 2006, С.795
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 сен 2024, 21:04

Лемурий, уж Вы то поверите, что в этой теме рассматривалась всякая "тварь". Не был не исследован и не прощупан ни один Нагуй на причастность к событиям 1185 г .

userdez » 24 янв 2024, 11:36

Интересное исследование о нагуй-птице в "Слове некоего старца" Решетовой А. А., ТОДРЛ т. 57.
В первых двух произведениях конвоя СПИ: "Об Индийском ц-ве", "Об Акире..." также встречаются ног, ногович. Ефросиний любил писать об этих птичках, делал выписки и из Писида, и в "Соломоне с Китоврасом", и Александрово воздухохождение.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2212
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Нагуй-птица (ног) - грифон.

Сообщение Lukman » 18 сен 2024, 21:51

Лемурий писал(а):Выше же привёл исследование по этому вопросу, там всё подробно написано:

«В древнерусском языке сохранилось множество вариантов этого слова. В процессе его бытования в письменной и устной среде, использования в памятниках самого разного свойства были созданы названия более или менее близкие по звучанию и по смыслу (еще А. Н. Афанасьев настаивал на том, что «название „Ног-птица" из переводных рукописей перешло в уста русского народа, и в наших сказках явилась птица „Ногай"»').
Нагуй / гриф (или грифон) являлся мифическим существом, сочетающим в своем облике черты птицы (по разным версиям, грифа, страуса или орла) и льва (или верблюда). Например, в лицевом своде «Шестоднева» Иоанна Экзарха Болгарского грифон изображен в виде четвероногого существа с острым клювом, высунутым языком, крыльями и хвостом, напоминающим львиный…»

Так "Ног"\"Нагуй" то откуда взялся? - Из книг(притом первоначально из греческих). А потом уже появился в устном русском фольклоре.
А я придерживаюсь версии, что о грифоне славяне должны были узнать до появления письменности, от скифских изображений и возможно от каких-то устных иранских преданий ими позаимствованных от местных ираноязычных племён(ведь у названия племени северян иранская этимология). Т.е. славяне региона(в частности северяне) по всей вероятности употребляли иранское наименование на грифона, и оно у них было - Див. Почему именно Див это уже другой вопрос.
А книжные названия грифона("Нагуй" и "Гриф") естественно появились позже, и заменили старое из устного эпоса("Див").
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 сен 2024, 22:28

userdez писал(а):прощупан ни один Нагуй на причастность к событиям 1185 г .

userdez » 24 янв 2024, 11:36
Интересное исследование о нагуй-птице в "Слове некоего старца" Решетовой А. А., ТОДРЛ т. 57.
В первых двух произведениях конвоя СПИ: "Об Индийском ц-ве", "Об Акире..." также встречаются ног, ногович.

Вот, вроде бы одни и те же источники читаем, а почему сразу не заметили?

Уже бо бѣды его пасетъ птиць (ед. ч., им. пад.) по дубію (собир.), т.е. ОДНА птица (СДРЯ Т.25, С.39, 1) на множестве дубов
=
Есть у меня птица ногой, вьет себѣ гнѣздо на 15 дубовъ..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 297