Zinchenko_tanya » 10 фев 2025, 20:11
Здравствуйте , Лемурий .
Хочу дополнить Сон Святослава.
Одним из героев «Слова о полку Игореве...» является киевский князь Святослав Всеволодович.
Сон Святослава.
«А Святъславь мутенъ сонъ виде
въ Киеве на горахъ.
"Си ночь, съ вечера, одевахуть мя - рече -
чръною паполомою
на кроваты тисове;
чръпахуть ми синее вино,
с трудомъ смешено;
сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ
великый женчюгь на лоно
и негуютъ мя.
Уже дьскы безъ кнеса
в моемъ теремь златовръсемъ.
Всю нощь съ вечера
босуви врани възграяху у Плеснеска,
на болони беша дебрь Кияня
и несошася къ синему морю".
Сон Святослава в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели». Это причёт так и называется «Невеста рассказывает «сон» утром в день свадьбы», один и тот же по содержанию у всех невест.
Невеста причитает «Привиделся мне страшный сон».
В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…».
В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина
Да углы все отвалились».
В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем».
В обряде « Мягкая то постелюшка, да как на синем море…»
В «Слове… « …на кроваты тисове… и несошася к синему морю»
Есть во сне невесты и образы жемчуга «Мою ленту шитую, со жемчужной – то со поднизовью». рассыпанный жемчуг – это слёзы горючие, и тоска по жизни в родном доме .
Каково значение «мутного сна» Святослава киевского?
Многие исследователи считают, что он предрекает нехорошие вести от Игоря и Всеволода , которые потерпели поражение от половцев. Так же толкуют сон и бояре « а самою опуташа в путины железны».
Так ли это?
« си ночь съ вечера...» вечер - ключевое слово . Вечер - пора переходного состояния от дня к ночи, граница от бодрствования ко сну « на кровати тисовы» т. е. кризис- резкий переход от одного состояния в другое. Сон в фольклоре представляли как пограничное состояние между реальным и потусторонним миром Сон считали похожим на смерть, у спящего закрыты глаза и остальные чувства также чужды внешним впечатлениям. Автор же описывает во сне Святослава пограничные состояния, когда последовательно нарушаются и утрачиваются функции анализаторов :
1)« черную паполому» - анализатор зрение.
2)« пьет синие вино» -вкус
3)« негуют мя», « великий женчюг» слезы - кожа воспринимает мокрое и прикосновение - осязание.
4) « поганых тльковин»- переводчик , толмач, при смерти человек не понимает значения слов, но делит звуки на приятные и нехорошие ( нелепые) « врани взграяхуют» - слух.
Анализатор слух умирает последним, по - мнению автора. Физическая смерть не конец, а начало пути души. Она выходит из тела наружу « десъки без кнеса в моем тереме» и начинает путешествие по трехслойной Вселенной сверху с мира Горнего «в Киеве на горахъ» вниз « к синему морю» миру подземному, пространство при этом расширяется горизонтально комната - двор -дебрь - море и приобретает черты широкой дороги, по которой идут грешники в ад. Праведники двигаются вверх в мир Горний , их немного, поэтому они поднимаются по тропе « рища в тропу Трояню чрезъ поля на гору».
Во сне Святослава автор передал древнее знание о смерти человека,оно необходимо как психическая подготовка к будущей смерти всех живущих людей.
Почему же во сне душу Святослава как грешника несут в ад , в подземный мир? Начиналось все хорошо , закончилось все плохо . В рассказе о Святославе киевском есть две птички соловей « скача славию по мысленному древу» и вороны « « врани взграяху». Пение соловья настолько приятно человеку, что выражение « Поет ,как соловей.» связывают с талантливым певцом « О , Бояне соловию...».Боян, посланник «ходына» Святослава киевского, пришел к Игорю за помощью, и сообщает Игорю «Пети было песнь Игореви» ««Не буря соколы занесе, чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому». Буря – очень сильный ветер. В свадебном фольклоре «Не буйные ветры повеяли
Незванные гости наехали» (Обрядовая поэзия стр.267)
Кто же незваные гости" соколы» или «галицы»? В данном случае «буря не заносила соколов», а двигались «галици стады бежать к Дону великому». Т.е. Боян сообщает Игорю о передвижении и сборе, возле Дона, вражеского войска ( галиц - половцев)готового напасть на Русь.
«В год6693 (1185) Даровал господь избавление – дал победу русским князьям, Святославу Всеволодовичу…, месяца марта в первый день ("Звенит слава в Киеве") «Игорь… хотел ехать по степи прямиком по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края до края. Поэтому Игорь и не смог выступить со Святославом».В «Слове…» « Комони ржутъ за Сулою».Эта хорошая новость от « соловья». За такие поступки :за желание Игоря помочь Святославу в борьбе с половцами и за победу Святослава им прямо расстилалась тропа в рай « рища в Тропу Трояню через поля на гору».
А вороньем карканьем заканчивается сон Святослава « врани взграяху» . Воронье карканье неприятно для человека и предвещает опасность или даже смерть .
Святослав воин , он разрушитель земли половецкой.
«Святъславь грозный великый Киевскый -
грозою:
бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы
и харалужными мечи,
наступи на землю Половецкую,
притопта хлъми и яругы;
взмути ръки и озеры,
иссуши потокы и болота.
А поганаго Кобяка изъ луку моря,
отъ железныхъ великихъ плъковъ половецкыхъ,
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобяка въ граде Киеве,
въ гриднице Святъславли.
Ту немци и венедици,
ту греци и морава
поютъ славу Святъславлю"
речь пойдёт о разрушении мироздании, но не о том, каким его видит и понимает современная наука, а о том, каким оно представлялось человеку в далёком прошлом. Анализ архаичных представлений о Вселенной со всей убедительностью показывает, что картина мироздания, предлагаемая мировыми религиями, в своих главных чертах буквально совпадает с представлениями о вселенной тех религий, которые принято относить к числу примитивных и первобытных.
Возникновение материального мира, по представлению древних, произошло из пяти стихий :земли , воды , огня , и звука, воздуха. Каждая из этих стихий связана с человеком, а точнее с его анализаторами при помощи которых , мы воспринимаем мир:
1) звук со слухом (ухо)
2) воздух с осязанием (кожа)
3) вода со вкусом (язык)
4) солнце- огонь- со зрением (глаз)
5) земля с запахом- (нос).
Этот материальный мир может разрушить время или человек своими поступками.
Разрушение происходит, когда более тяжёлые стихии растворяются в более лёгкие при перечислении :земля - вода - огонь - воздух - звук. Так разрушил Святослав половецкую землю: «притопта хлъмы и яруги (земля), "взмути реки и озера" (земля растворяется в воде), "иссуши потоки и болота" ( огонь –солнце испаряет воду)…."яко вихрь выторже"(вихрь- сильное дуновение ветра , воздуха), "поютъ славу Святъславлю"(звук).
Почему «Святъславлю» необходимо было разрушить землю половецкую?
(«…своими сильными плъкы
и харалужными мечи,
наступи на землю Половецкую»),
Представим «своих» в образе стихии земли, тогда «чужие» будут олицетворят стихию воды и войн не происходит , когда между ними видимое равновесие . Картинка из текста показывает («А поганаго Кобяка изъ луку моря,» лукоморье (устар).— морской залив), что вода зрительно наступает на сушу, захватывая часть земли под залив .Равновесие нарушается.Этот образ имеет значение захвата половцами русских земель . Новые половецкие границы хорошо охраняются « железными полками половецкими». Освободить ,захваченные половцами русские земли и идёт Святослав. Слово «гроза» «грозою: бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы» имеет значение «грозящей гибели» для половцев. И все бы было хорошо , но « Ту немци и Венедици, ту греци и Морава поют СЛАВУ Святославу.» Святослав купается в лучах славы, забывая , что это один из семи смертных грехов гордыня. Святослав киевский видит свои успехи и услаждается ими. Ему « славу поют»,гордыня - это возвышение и одновременно осуждение других « кают князя Игоря». Гордыня - это желание превознести себя за счет окружающих не только киевлян «звенит слава в Киеве»,но и немцев,»венедици», греков и «морава» . Оказывается гордыня самый первый в списке из семи грехов, самый демонический ( вот он самый главный злодей в «Слове...» Святослав киевский !). В православии считали , что гордыня - это источник других смертных грехов, поэтому душа Святослава во сне после смерти попадет в ад, в подземный мир «и несошася къ синему морю». Образ князя Святослава воспринимается автором Бояном крайне отрицательно ,нелепо(плохо) .
Татьяна