Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 21 апр 2025, 19:54

МДА, Ф. 173/1, №145, Шестоднев Иоанна, 15 век, лист рукописи 158(электронный 162) нижняя строка.
"Оле" или "от селе"?
https://lib-fond.ru/lib-rgb/173-i/f-173i-145/

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF2831.JPG
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 апр 2025, 08:44

Доброе утро , Лемурий!
Текст «Слова...» надо рассматривать с трех сторон , как указал автор
«начяти старыми словесы
трудныхъ повестий
о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича»
1)« старыми словесы» - с точки зрения языческой мифологии.
2)«трудныйъ повестий» -историческое время « от старого Владмира до нынешнего Игоря» и христианской религии.
3)О пълку Игореве - поход Игоря в настоящем времени .

«Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме»

Вы можете представить солнце и тьму вместе ? В сознании современного человека одно исключает другое . А у древних было «ночное» солнце « Солнце ему тъмою путь заступаше нощь…» В древних религиях , например у Египтян, солнце в конце дня переходит со своей дневной ладьи в ночную и она опускается за горизонт в мир усопших,где всегда темно «тъмою путь заступаше» В сказках и мифах герой отправляется в брачную поездку «путь».
Любовь, страсть связывали с добыванием невесты, с предстоящим её похищением. Жених( Владимир Игоревич с отцом Игорем) ехал за невестой с целым войском т.к. невеста могла вместе с родственниками оказать сопротивление.Где в сказках надо искать невесту? У ее отца. А кто отец Кончаковны ? «Стреляй, господине , Кончака поганого Кощея...» Вся активность «Кощея» строится вокруг девушек - невест . Царство Кощея - Кончака олицетворяет границу между живыми и мертвыми, а сам он выступал ,как страж этого рубежа «див кличет вверху древа» . Во власти Кощея - Кончака его дочь , будущая невеста Владимира Игоревича . А где Кощей в сказках прячет невест ? В подземном мире.
«В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».( Пушкин)
В свадебных обрядах всю землю делили на « свою» женихову и «чужую» невестину. «Чужая» земля представлялась в образах загробного мира .
В сказках и мифах герой отправляется завоевать невесту, которая живет «на краю света» там, где заходит солнце и всегда темно .Там живут звери ,и люди похожие на зверей «засвистят ли по звериному ,защипят ли по змеиному» , там бродят мертвые и половцы « бесовы дети». Из мира мертвых никто не возвращался, из этой страны где«нет следов», она же и«земля незнаема».
Сказочные маршруты полны опасностей, в сказках кто ищет невесту попадает в чужой мир, мир мёртвых и нечести « выседи в седло Кощиево» .
«Путь к невесте лежит через водные преграды, болота .

По своей сути символизм "опасного моста" « начаша мосты мостити по болотам и грязивымъ местомъ» связан с безнадежными, казалось бы, ситуациями: надо попасть туда, "где ночь встречается с днем», а земной мир , с загробным.
« половци идуть отъ Дона
и отъ моря,
и отъ всехъ странъ рускыя плъкы оступиша.
Дети бесови кликомъ поля прегородиша,»
«половцы ...дети бесовы» с одной стороны половцы родственники невесты и Кончака "поганого Кощея", с другой дети беса .
В христианской религии подземный мир занимает другой правитель -Антихрист. И далее этот же текст
«Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме» надо рассматривать уже с точки зрения « трудных повестий» т . е. христианской религии и ее символов : « з бися див» можно представить «биса» - беса в образе «дива» - дикого зверя. Что соответствует христианскому представлению об Антихристе.
И только потом этот же текст надо рассматривать в связи с походом Игоря.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 апр 2025, 21:32

Zinchenko_tanya писал(а):1)« старыми словесы» - с точки зрения языческой мифологии.
2)«трудныйъ повестий» -историческое время « от старого Владмира до нынешнего Игоря» и христианской религии.
3)О пълку Игореве - поход Игоря в настоящем времени .

Старые словеса трудных повестей - это единое понятие. Трудные (= героические) повести временных лет = «замышление» Никона Великого, он же автор вставок о Мстиславе, который зарезал Редедю в борьбе без оружия, о Романе Красном, чьи кости лежат непогребенные близ Тмуторокани и он тому самовидец.
ПВЛ захватывают не только от период «старого Владимира» Святославича, а от варяжских находников, объединивших народы по Днепру. Автор же берет промежуток от Владимира Святого и укладывается в него.

Zinchenko_tanya писал(а):Вы можете представить солнце и тьму вместе ? В сознании современного человека одно исключает другое . А у древних было «ночное» солнце « Солнце ему тъмою путь заступаше нощь…»

Ав данном случае аллюзия солнца в момент затмения: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты…» = «Солнце ему тъмою путь заступаше…»

Zinchenko_tanya писал(а):« з бися див» можно представить «биса» - беса в образе «дива» - дикого зверя. Что соответствует христианскому представлению об Антихристе.

Кто такой "бис"? Збися = прекратил полёт. «Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ…».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 апр 2025, 01:13

userdez писал(а):МДА, Ф. 173/1, №145, Шестоднев Иоанна, 15 век, лист рукописи 158(электронный 162) нижняя строка.
"Оле" или "от селе"?
https://lib-fond.ru/lib-rgb/173-i/f-173i-145/

Спасибо, Усердец! А как Вам такая находка:

Можно было бы подумать, что это переработка из СПИ, если бы не Олонецкий (!) источник.

P.S. Меньше года назад этот же отрывок находил по Вашей просьбе. Странно, что сразу не акцентировал внимание. Напомню, что и "Хинская земля" тоже из Олонецких источников.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2025, 10:21

Здравствуйте ,Лемурий!
«свистъ зверинъ въста» в данном тексте надо понять, как животные используют звуки для общения и выживания. Звуковая коммуникация помогает предупреждать об опасности.Когда животные замечают хищника, то свистом или криками предупреждаю об опасности . Например , лисий лай служит сигналом тревоги « лисици брешутъ на чръленыя щиты.»
Заботливый сурок предупреждает родню об опасности звуком похожим на свист , после этого другие сурки разбегаются и прячутся в норки О чем кричат суслики? Зоологи рассказали , что сильный писк похожий на свист предупреждает сородичей об опасности «свистъ зверинъ въста».
С помощью звуков животные обозначают места с едой«орли клектомъ на кости звери зовутъ» и общаются во время брачного периода например соловьи поют сложные и красивые мелодии, чтобы привлечь самок «Щекотъ славий успе».
И П . Павлов в XX веке назвал эти звуки , которые присуши и животным и людям первой сигнальной системой. А автор «Слова ...» знал о ней в XII веке.Обыденное житейское мировоззрение, которое отражает только повседневную жизнь людей и их потребности в еде , в безопасности и размножении, не умеет размышлять . Поэтому не все люди могут воспринимать Божественные слова их потаенный смысл. Не духовные люди постигают лишь сюжетную сторону, то что лежит на поверхности. «Имеющим уши да услышат, имеющим глаза да увидят, имеющим разум да осознает».( Евангелие от Матфея).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 24 апр 2025, 19:58

Лемурий писал(а):А как Вам такая находка:

Можно было бы подумать, что это переработка из СПИ, если бы не Олонецкий (!) источник.




Лет десять назад, кажется Конрад, в этой теме на эту же цитату говорил, что какой же олонецкий крестьянин с хитринкой откажет барину за 10 копеек в том, что он хочет услышать?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 апр 2025, 09:41

Шестоднев 1263 года.
https://catalog.shm.ru/api/spf/2z2zcrdf ... FyBRY.data

Птиц на Руси было много. В Шестодневе 1263 года на листе 7, единственная на всю рукопись миниатюра с Симарглом. Видимо очень "важная птица" для христианства.

" Оле Диве и тварь" на листе 168, 2 столбец, нижняя строка. В некоторых рукописях "Дивъ" переделан в "жидове". Даже если и в оригинале Дива нет, то на русской почве каждый переписчик представлял это слово на сколько хватало фантазии.

" О жидове, и тварь... " например в
РГБ, Ф 113(Иосифо-Волоцкий), 15 век, №443, лист 81 об., 3 строка от низа.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/113/f-113-443/
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 апр 2025, 18:56

userdez писал(а):Лет десять назад, кажется Конрад, в этой теме на эту же цитату говорил, что какой же олонецкий крестьянин с хитринкой откажет барину за 10 копеек в том, что он хочет услышать?

Не Конрад, а Mitus Сб фев 03, 2018 1:08 pm:

Mitus писал(а):олонецкие крестьяны хитры и за лишнюю копейку не только Дива подтвердят незадачливому собирателю фольклёра. Но эти глупые романтики 19-го века не знали понятий логики и прагматизма и вначале невольно объясняли крестьянам чего они ищут, а крестьяне были умны как цыганки. Чтобы олонецкий Дивъ мог быть приметой его и надо было видеть по факту. Вот нашему автору или где он там это почерпнул втирают: "ПТИЦА ОНА ВЕЩАЯ - СЕЛА НА ШЕЛОМЪ - ОЖИДАЙ БЕДУ". ха - ха - ха. Прям вот так и села ?

Ваши сомнения понятны, но не может быть так чтобы и "Хинская земля" и "Див птица-укальница" из района Каргополя на Лаче озере "случайно" появились.

    "Филин или зловещая птица-укальница (первые издатели, Ф. Грамматин, Д. Дубенский, Е. В. Барсов)..." (цит. по СССПИ "Див")
Wagner обещал по Диву филину статью прислать, он об этой версии давно говорил. Надо ещё у Ф. Грамматина и Д. Дубенского посмотреть их аргументы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 апр 2025, 19:11

userdez писал(а):В Шестодневе 1263 года на листе 7, единственная на всю рукопись миниатюра с Симарглом. Видимо очень "важная птица" для христианства.

На оной странице:

Изображение

Симаргл по мне более подходит чем филин, но симаргла Дивом нигде не называли.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 апр 2025, 19:20

Zinchenko_tanya писал(а):«свистъ зверинъ въста» в данном тексте надо понять, как животные используют звуки для общения и выживания. Звуковая коммуникация помогает предупреждать об опасности. Когда животные замечают хищника, то свистом или криками предупреждаю об опасности . Например , лисий лай служит сигналом тревоги « лисици брешутъ на чръленыя щиты.»

Не всякий зверь, Татьяна, может свистом зверей в логовища загнать: "свистъ звѣри нъ въ ста̀ ̀зби", при этом его будет слышно от Волги до Крыма (Сурожи и Корсуни). Это какая-то сказочная птица, у которой свист главное её орудие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » Вчера, 07:44

Лемурий писал(а):Симаргл[/url] по мне более подходит чем филин, но симаргла Дивом нигде не называли.

Не соглашусь с Вами, уважаемый Лемурий. Как то уже рассматривали в этой теме поучение к язычникам из Паисиевского списка. Там в толкованиях на одно из слов Григория Назианзина(Феолога), автор толкования заменил "Симаргл" на "Диве". И это единственная замена из всех богов в первой части (Перун, Хорс, Мокошь...). Похоже, что это как с "дивее дива" Заточника: по разным спискам есть и "зла злее", и "блуд в блудех". Что было перврначальнее судить не берусь, но факт остается фактом: каждый переписчик видел что-то своё.
Интересно, что Паисиевский список, написанный в конце 14 начале 15 века первоначально находился в К-Б, поэтому и появление комментария о "Диве" можно связать с Кириллом и СПИ, если конечно согласиться, что Слово могло быть на Белоозере.

....................

А может это поучение находилось в рукописи Новгородского Софийского Собора? Надо уточнить.

Паисиевский список.
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... 515B293DBB

Софийская рукопись?(возможно)

Лемурий:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003812632#?page=116

Как это раньше упускали это место. Проблема только в роде.
В приведённом Вами контексте Дивѣ жен.р., а в СПИ муж.р.

Жалко ссылка не работает.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » Сегодня, 09:41

userdez писал(а):Лемурий:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003812632#?page=116

Как это раньше упускали это место. Проблема только в роде.
В приведённом Вами контексте Дивѣ жен.р., а в СПИ муж.р.

Жалко ссылка не работает.

Позавчера не работала РГБ, сейчас всё открывается:

    «тѣмъ же бгомъ требу кладутъ и творять и словеньскый языкъ: виламъ и Мокошьи - Дивѣ, Перуну, Хурсу, Роду, роженици, упиремь и берегынямъ и Переплуту…»
Просто правильно знаки препинания расставьте и увидите, что Дива к Мокоши относится, а Симаргл-Переплут особняком и муж. р.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 11