Иначе относились на Руси к «хитрости». Этот термин длительное время носил ярко выраженный негативный оттенок. «Хитрость» понималась как процесс и результат творчества, инициированные самим творцом, т.е. автором – его разумом и его руками без какой-либо посторонней помощи и участия – даже со стороны Бога или Церкви. Творение художника представало в таком случае в прямом смысле слова рукотворным и, что еще более существенным, самотворным. Таким образом, «хытрець» – это тот, кто дерзает действовать самостоятельно, исходя из собственных побуждений, кто пытается «подменить» собой Бога, встать на его место, стать Творцом – т.е. уподобляется в своей гордыне самому Сатане, исполняется лукавства, лжи и кощунства. Как произведение рук и разума человеческих, «худых» и «убогих» по определению перед лицом Бога, «хитрость» не могла не погрешать против истины. На Руси хорошо знали слова Иоанна Дамаскина, писавшего, что «хытрость есть иже в нечесом погрешающи, по некых художьство же – иже ни в чесом же погрешающи…».
Таким образом, к произведениям «хитростным», т.е. самотворным, вдохновленным не свыше, относились как к созданиям несовершенной (практически всегда это предполагало, что неблагочестивой и пагубной) человеческой мудрости. Для художника обвинение в «хитрости», в самовластном акте творчества, не получившем высшей санкции, благословения, было самым тяжелым.